Сразу 2 темы. Истории из жизни:) Я закончила универ с красным дипломом. Потому что зубрила? А вот и нет.
Первую сессию я сдала с двумя четвёрками. Вторую — на одни пятёрки. Тогда я почему-то
возомнила себя отличницей и была уверена, что красный диплом — мой. Осталось лишь подождать «каких-то» 4 года. Первые четвёрки казались мне случайностью, недоразумением.
Свою роль сыграло окружение. У нас сформировался круг «тянущихся к пятёркам», ответственно посещающих семинары, студентов. Разработана тактика «замыливания» глаз: мы садились перед профессорами за первую парту, делали уверенные, знающие лица, раскладывали учебники, конспекты, кодексы. Прогуливали, но с умом:) Мы — отличники. И никак иначе.
В результате, если кто-то (вдруг!) собирался ставить мне «4», я вытягивала зачётку с видом
«четвёрка — не моя оценка» и просила пересдачу. По ситуации можно было: ныть/просить/оправдываться. Мне шли навстречу, потому что за мной закрепился образ «ботаника с первой парты». В конце 2 курса я уже оперировала словами: «Я вообще-то на красный диплом.. давайте не будем портить картинку, я пересдам».
Ну и как тут поспоришь?) Невербально не было сомнений, что я несу чушь. Впереди больше 50 % обучения, но «не будем портить красный диплом».
Так и вышло. В моём дипломе лишь две четвёрки с 1-го курса:) Их я хотела пересдать в конце 5-го, но
меня послали.
Есть ли ценность в оценках? Спорно. Знания важнее. Но это история о том, что можно убедить других в любых своих качествах, если сам в это веришь. Исключив «ой, что-то я глупенькая», «мне все сложно даётся», «я на это не способна» и прочее.
Надо сказать, что преподаватели у нас были прекрасные. Нам не топтали самооценку (это грело душу после школы-болота). Не отпускали шуточки про умственные способности, сексизм и т.п.
Наоборот,
транслировали, что мы, юристы, — элита, костяк общества. Что юрист — это
ответственность и важность. Мы (это особенно чувствовалось в массе) ощущали свою ценность. Это невероятно бодрило. Я даже нашла «мемы» 2007-2008 гг. Это внедрение системы ценностей и потрясающий рычаг воспитания.
Вуз вспоминаю с теплом.