Человек со стабильной самооценкой и развитым эмоциональным интеллектом умеет воспринимать критику позитивно. Негативно она воспринимается тогда, когда чувствуется угроза репутации, безопасности, признанию.
Но если сменить установку «критика = неуважение, угроза» на «
критика = новая информация, которая может быть полезной», то принимать её будет проще и приятнее.
Какую тактику выбрать, если вас критикуют?
1. Если вы
хорошо относитесь к человеку, если он имеет для вас авторитет, дослушайте речь до конца. Внимательно и нейтрально, оценивайте и обдумывайте. Человек может начать издалека, перевернуть свои мысли через неподходящие слова, но вдруг в этом стоге бесформенного сена всё-таки окажется конструктивная и применимая иголка? Можно согласиться и поблагодарить. Либо сказать, что его мнение услышано, и обдумать позже.
⠀
2. Если форма критики была грубой, можно сказать об этом в формате Я-сообщения. У человека, скорее всего,
не было намерения вас обижать. Но не все умеют правильно подбирать слова. Сообщите о своих чувствах, чтобы оскорбления не повторялись.
3. Часто критика произносится в форме откровенного оскорбления и преследует эгоистичные цели (выплеснуть негатив/поднять самооценку, оправдать свои слабые качества). Не реагируйте на такие слова НИКАКИМ образом. То, что вы услышали – не имеет к вам никакого отношения. Это просто звуковые колебания. Если вас хотят задеть и вывести на эмоции – вы, вероятно, проиграете эту игру, потому что имеете дело со «скандальным профессионалом».
4. Если верна только часть утверждения – согласитесь с ней, а по неправдивой спокойно скажите: «
Я не могу с этим согласиться, потому что...».
Самый деструктивный вариант реакции на критику – агрессия.
Безусловно, нам не нравится, когда нас критикуют, так как это угроза ценности «признания». Вместо того чтобы попытаться выловить из высказанной критики что-то полезное,
мы считываем подтекст, что мы глупы, недостаточно компетентны, да и вообще ни на что не годимся.