В предыдущем посте мы
разобрали причины неадекватного, местами токсичного поведения по отношению к близкому человеку.
В причинах есть кое что общее: мы защищаем себя.
От обид,
от страха, от несправедливости. Но поскольку речь об отношениях с близким — поведение получается не очень адекватным.
⠀
Я не призываю молчать и смиряться, если что-то идет не так. Но крики,
оскорбления, условия, требования — это не то, что поможет и будет полезным.
⠀
Ваши эмоции раздражения, злости, возмущения, гнева абсолютно адекватны.
⠀
Но поведение и реакции — часто не адекватны.
⠀
Злиться не равно орать.
⠀
Разделите эмоцию и свое поведение под её влиянием.
Если нарушены границы, договоренности, если не удовлетворены ваши потребности, если есть препятствия (игнор) — вы будете злиться и это нормально. Я бы даже сказало — это круто! Ваш мозг работает как надо, ибо это и есть назначение эмоций в деле.
Указать вам на то, что есть угроза потребности и дать энергию на изменение ситуации.
⠀
А вот как вы дальше будете действовать с этой информацией и энергией..
полностью ваша ответственность и не надо тут гневаться на гнев.
⠀
Алгоритм.
1. Осознать эмоцию.
Учитесь ловить злость низкой интенсивности. По триггерам, по ощущениям в теле. Как только осознали — признайте свою эмоцию.
2. Поймите причину.
Что именно вам не нравится? Какая ценность под угрозой? Какие мысли крутятся в голове?
3. Что вы хотите? Как этого добьетесь?
Тут самое время поразмыслить над тем, что если бомбанёте — желаемого не получите. Пусть вы зависните в диалоге на пару минут, это ок. Со временем будете быстрее реагировать. Но зато продумаете стратегию достижения своей цели таким образом, что ОБЕ стороны останутся в плюсе.
В конфликте всегда замешаны оба. Неправильно тянуть одеяло лишь на себя.
4. Выразите эмоцию.
Если поймали поздно, и злитесь уже сильно — уйдите на 20 минут, подышите, поприседайте.
Если вы ок — вербализируйте: я злюсь.... потому что.... мне хотелось бы.
Четко поймите, чего вам на самом деле хотелось бы.
Четко объясните, почему злитесь.